?

Log in

No account? Create an account

Развитие личности, лайфхак, личный опыт, проекты и околоайтишные размышления - http://malkin.com.ua

Previous Entry Share Next Entry
Личная встреча с заказчиками
Я
malkinstanislav

Originally published at Развитие личности, лайфхак, личный опыт, проекты и околоайтишные размышления. Персональный блог Станислава Малкина. You can comment here or there.

Встречи с заказчикамиФрилансеры и удаленщики чаще всего стараются избегать прямых встреч с заказчиками.

Причин тому множество — кто-то боится ляпнуть что-то не то, кто-то боится показать свою личность, у кого-то другие проблемы.

Зачем нужны личные встречи

Если рассудить здраво — таких встреч не стоит избегать (исключением могут ставать только неадекватные предложения и заказчики), т.к. в условиях удаленной работы в СНГ (множество кидал, лохотронов и т.д.) — иногда личная встреча просто необходима, чтобы получить личный контакт, посмотреть друг другу в глаза, понять, что вас ожидает вместе.

Из своего опыта могу сказать, что личные встречи помогают установить более тесный контакт с заказчиком, получить от него больше деталей, уловить его эмоции и интонации (это очень важно).

Не стоит забывать также, что видя ваше лицо и мимику, заказчик может попробовать задать прямые вопросы, ответы на которые вы могли дать не сходу, а подумав и представив их в лучшем виде. Личное же общение заставляет давать правильные ответы сходу, у вас не будет времени подумать и что-то сболтнуть. Такими вопросами могут стать вопросы о цене, скидке, системе оплаты, опыта, портфолио, профессионализма и т.д.

Хорошая новость же в том, что все тоже самое верно и для вас — вы точно также можете задавать прямые вопросы (главное соблюдать нормы этики, если конечно заказ вам интересен), спросить об увеличении бюджета и т.д.

Эмоции, мимика, жесты — чаще всего все это выдает ощущение человека от полученного вопроса. Поэтому сделайте домашнее задание — подумайте, что вас может спросить заказчик и подготовьте приблизительные ответы, чтобы это не стало для вас сюрпризом.

У меня было много личных встреч, как правило заказчики излагали суть заданий, иногда показывали приблизительные наброски (дизайна или структуры сайта и т.д.) и уже после этого были вопросы о приблизительной цене.

Важно! Рекомендую не пороть горячку и цену называть уже позже, прийдя домой, разложив все по полочкам и оценив. Т.к. в момент общения с заказчиком вы можете на уровне подсознания урезать цену, либо переоценить свои силы и запросить меньше. Личное общение к этому располагает как никакое другое.

Место встречи

Чаще всего встречи инициируют заказчики (по моему опыту), т.к. хотят понять, что за человек исполнитель и можно ли ему доверить свой проект и деньги.

В подавляющем количестве случаев заказчики предлагали провести встречу у них в офисе, либо подъехать в мой (если такой есть).

Т.к. у меня офиса нет, то вариант с офисом заказчика был для меня в основном подходящим. Но бывали и другие варианты — кафе, улица или даже в машине у заказчика. Любой вариант в целом приемлим, главное личный контакт.

Не стоит этого бояться, главное подготовиться. И избегайте шумных мест  — вам же дела надо обсудить, а для этого нужна относительная тишина и возможность сконцентрироваться.

Если это заведение — как правило идут туда на кофе-чай, а не на посиделки, поэтому моя позиция — стоит первый раз заплатить по счету за двоих, сказав, что «в следующий раз платите вы». Т.к. встреча очень вероятно, что не последняя, то заказчик в долгу как правило не останется.

Если же встреча затягивается и растраты растут — будет разумно предложить заплатить каждому за себя.

Выводы

  • Не бойтесь личных встреч с заказчиками: они полезны в равной мере для обоих сторон — заказчику понять, с кем он имеет дело и может ли он вам доверить свои деньги. Вам же — возможность получить еще один (возможно даже и не один) и более выгодный проект. Прислушивайтесь и присматривайтесь к заказчику — вам с ним работать. Важно понять — стоит ли это того или нет при первой же встрече.
  • Место встречи: может быть любым, либо нейтральным, либо офис заказчика. Лучше встречаться засветло и в нешумном месте. Стоит оплатить счет самостоятельно, если он небольшой или договорится платить каждому по счету, если сумма больше разумной для вас (если выбрано кафе/заведение как место встречи)
  • Сделайте домашнее задание:  подготовьте ответы на разнообразные каверзные вопросы, пусть лучше вы их продумаете и они останутся неиспользованными, чем вас застанут ими неожиданно.

P.S. У вас может быть другой опыт, я не позиционирую данные советы как панацею. Буду рад услышать в комментариях ваш опыт.


  • 1
(Deleted comment)
Нет, ну конечно, если проект на 100 баксов, то смысла во встрече нет.

Про ошибки верно указано и про попытки извлечь выгоду - тоже. Однако личная встреча еще помогает лучше друг друга понять, т.к. вербальный контакт всегда лучше, чем скайп (голос + видео всеравно никогда не заменят общения личностного).

А научиться деловому общению - думаю никому это лишним не станет, т.к. все мы люди и живем в обществе таких же. И умение грамотно общаться поможет везде, не только в работе и выгодных заказах.

(Deleted comment)
Думаю дело не в бюджете, а в количестве рабочих дней. Если проект хотя бы на недели-полторы - имеет смысл встречаться.

  • 1